Уведомления вместо разрешений на строительство жилого и садового дома

Уведомления вместо разрешений на строительство жилого и садового дома

Строительство садового домика

В порядке застройки участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населённого пункта (ЛПХ), а также участков, предоставленных для садоводства и ведения дачного хозяйства, произошли изменения.

С 3 августа 2018 года для возведения на них жилых домов получение разрешения на строительство/реконструкцию больше не потребуется. Вместо разрешений введены уведомления правообладателей участков о планируемом строительстве/реконструкции жилого или садового дома.
Уведомительный порядок возведения жилых и садовых домов и ввода их в эксплуатацию после завершения их строительства установлен вступившим в силу федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (No 340-ФЗ от 03.08.2018 г.), по которому в Градостроительный кодекс РФ и ряд федеральных законов внесены соответствующие изменения:
упразднены части 9-9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, касавшиеся вопросов выдачи разрешений на строительство на участках ИЖС, ЛПХ садово-дачных участков граждан,
введена статья 51.1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой перед началом строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подаёт в уполномоченный орган уведомлениео планируемом строительствеили реконструкции объекта ИЖС или садового дома - иными словами, если раньше для жилых или дачных домов, возведённых на дачных или садовых участках, для регистрации права собственности не требовались никакие разрешения, то с нововведением по таким объектам тоже необходимо направлять уведомления о начале и об окончании строительства, то есть такие дома должны отвечать требованиям, как и объекты ИЖС,
статьей 16 ФЗ No 340-ФЗ и частями 16–21 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ установлена обязанность застройщика по подаче в орган местного самоуправления уведомления об окончании строительства или реконструкции в срок не позднее 1-го месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома,
пунктом 7 статьи 51.1 и пунктом 19 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ определён 7-дневный срок рассмотрения администрацией поступивших уведомлений на предмет оответствия указанных в уведомлении застройщика параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешённого строительства, а также допустимости размещения объекта строительства в соответствии с разрешённым использованием земельного участка и установленными ограничениями, а по итогам рассмотрения уведомлений от застройщика администрация направляет ему своё уведомление или о соответствии построенных/реконструированных объектов градостроительным требованиям, или о несоответствии объектов этим требованиям,
строительство объекта считается согласованным при получении застройщиком уведомления о соответствии указанных в его уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, а само уведомление администрации даёт право застройщику вести строительство в указанных параметрах в течение 10 лет со дня направления своего уведомления (пункт 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ),
неполучение уведомления от администрации считается согласованием строительства и даёт право застройщику осуществлять строительство согласно указанным им параметрам в течение 10 лет со дня направления своего уведомления (пункт 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ),
возведённые на участках садовых и дачных участках жилые строения, жилые дома, строительство которых произошло без направления уведомлений о планируемом строительстве/реконструкции и уведомлений об окончании строительства/реконструкции, можно поставить на государственный кадастровый учёт лишь до 1 марта 2019 года, то есть такие постройки вне закона не окажутся, если только собственники владельцы строений не проигнорируют и это требование по их легализации (пункт 1_1 части 1 статьи 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» No 218-ФЗ от 13.07.2015).
Если разрешения на строительство жилого дома было получено и процесс ещё не завершён, то нет необходимости направлять уведомление о планируемом строительстве, но придётся получить согласование построенного дома (подробности ниже - в разделе статьи «Ввод объекта в эксплуатацию»).
Органы местного самоуправления поселений вправе принятие решений о сносе самовольной постройки или о её приведении в соответствие со следующими требованиями по совокупности:
с предельными параметрами разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
с установленными правилами землепользования и застройки,
с документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами,
а также в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществления сноса самовольной постройки или её приведения в соответствие с установленными требованиями ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 20 статьи 14 ФЗ No131-ФЗ от 06.10.2003) и пункт 11 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ),
государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные объект ИЖС или садовый дом проводится без участия застройщика — по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 1_1 части 1 статьи 15 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» No 218-ФЗ от 13.07.2015),
если орган местного самоуправления не направит в Росреестр соответствующее заявление в установленный срок, то гражданин это может сделать самостоятельно,
до 1 марта 2019 года государственный кадастровый учёт возведённых жилых домов и строений, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения садоводства и дачного хозяйства, проводится без учёта уведомления о начале и окончании строительства
до 1 марта 2020 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект ИЖС являются только:
технический план
правоуснавливающий документ на земельный участок
(в данном случае сведения об объекте ИЖС указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (часть 7 статьи 70 ФЗ No 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» утратила силу).
Кроме того, законом No 340-ФЗ внесено уточнение в понятие объекта индивидуального жилищного строительства и его параметры, нашедшие отражение пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ:
объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящее здание, обладающее следующим комплексом характеристик одновременно:
с количеством надземных этажей не более чем 3,
высотой не более 20 м,
состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании,
не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Можно заметить, что из определения объекта ИЖС исключено прежнее указание на то, что индивидуальный жилой дом предназначен для проживания одной семьи, но делается акцент на том, что индивидуальный жилой дом не может быть разделён на самостоятельные объекты, например на квартиры. Похоже, что такая конкретизация понятия объекта ИЖС направлена на предотвращение «схем» строительства таунхаусов под видом дач, позволяющих нескольким собственникам одного участка в 6 соток далее выделить по суду «причитающуюся долю» в натуре.


Список комментариев пуст

^ Наверх